Как правильно пишется сценарий фильма?
Для одних фильмов сценарии писались годами, в других случаях — работа занимала не более недели или месяца. И все же процесс написания всегда проходит в несколько сходных этапов. Чаще всего, это выглядит примерно так:
- поиск идеи;
- синопсис;
- составление поэпизодного плана;
- написание диалогов;
- окончательная корректировка сценария.
Идея фильма и написание синопсисa
Поиск уникальной идеи для сценария – одна из самых сложных задача создателей фильма. Предстоит в одной фразе выразить, что должен донести до зрителя новый кинохит. Это квинтэссенция фильма, его основа. Например, для «Матрицы» – идея звучит так: «Фильм о борьбе людей с машинами, контролирующими сознание». В основу фильма может лечь реальная история, но во многих случаях – это просто полет фантазии сценариста.
Синопсис – это очень краткое переложение сюжета, занимающее не более полутора страниц. Пишется простыми, короткими фразами, без лишних эпитетов и метафор. Это просто сухой пересказ действия. Пример: «Нео ничего не знал о своем предназначении. Морфеус послал Тринити, чтобы она встретилась с Нео. Загадочные агенты пытались помешать Тринити». Образцы синопсисов можно найти в интернете.
Создание поэпизодного плана и диалогов
В дальнейшем начинается детальная проработка синопсиса с составлением плана отдельных эпизодов (сцен). Таким образом, прописывается подробное содержание фильма. В заголовке каждой сцены присутствует:
- время действия;
- место действия;
- место съемок (натурные, интерьерные).
Пример: «Натурн. Берег моря. Раннее утро». Эпизод может быть динамичным (с погонями и схватками), или представлять собой диалог действующих лиц. В нем могут быть показаны картинки природы: живописные закаты, стремительный бег антилоп, полет птиц и т.д. Таких сцен в среднем фильме бывает порядка двухсот. Как правило, на один эпизод отводится не более минуты.
После выстраивания поэпизодного плана сценарист уже хорошо представляет себе, каким должен быть фильм, и может приступить к написанию диалогов. В фильме диалоги должны быть максимально динамичными, приближенными к обычной речи. Только в беллетристике длинные высказывания героев могут выглядеть естественно.
Хороший сценарий пишется и переписывается несколько раз. Ведь редакторы, режиссеры и продюсеры вносят свои замечания и поправки. Часто это происходит уже на съемочной площадке, при участии артистов. Что ж, создание фильма – творческий и непредсказуемый процесс.