Итоги 71-го Венецианского кинофестиваля
71-ю Международную Выставку киноискусства, как официально итальянцы именуют Венецианский кинофестиваль, наконец закрыли. К разочарованию одних «болельщиков» кино и на восторг других.
Главным удивлением фестивального финала стало полное игнорирование жюри картины Иньяриту «Бьордмен» (Birdman) — фильма, где, как минимум, операторская работа, саундтрек и основная мужская роль Майкла Киттон заслуживали профессионального одобрения.
Абсолютным шоком в этом году стало присуждение актерских наград. В своей вступительной речи председатель 71-го венецианского жюри французский композитор Александр Депла настаивал на гуманистических принципах и поэтических гранях кинематографа.
Когда-то Мерил Стрип говорила — если хочешь получить «Оскар», сыграй в фильме о Холокосте. Конечно, гуманистические принципы — это очень важно, но когда они проявлены в отвратительной режиссуре … Как, например, в турецком «Сивас» о мальчике и собаке: автор фильма — дебютант Каан Мюждечи — отхватил специальную премию жюри. Но, вернемся к актерам.
Актерские кубки достались дуэту из итальянской картины «Голодные сердца» — экранизации местного мелодраматического бестселлера «Ребенок индиго», чью сюжетную патоку (встретились-полюбили-родили ребенка-преодолели трудности) не каждый итальянец с его национальной особенностью трогательности выдержит. И, тут, как говорится «одного гаража на семью» было бы достаточно — сначала победителем объявили американского актера Адама Драйвера. Но, оказалось, что и актрисы лучшей за Альбу Ровахер из того же фильма — не найти.
К глубокому удовлетворению, сбылось пророчество о приза за режиссуру — Серебряного Льва присудили Андрону Кончаловскому за «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Это награда без всяких «но». Единственное, о чем можно позлословить — название фильма.
Еще одна почти равнозначна серебру награда — Гран-при жюри — под бешеные аплодисменты отошла «Взгляда тишины». Тому самому тихому продолжению «Акта убийства» Джошуа Оппенхаймера, призывающего к признанию ответственности за преступления всех граждан доброй воли. В первую очередь, конечно же, участников филиппинской резни, о которых снят фильм.
Венецианская Мостра играет в какую неразумную игру с Каннами, заманивая по максимуму кинематографистов, которые засветились Каннского наградами и раздавая премии по следам французского фестиваля. Ни в коем случае не упрек главному победителю — шведу Рою Андерссон, получившему Золотого Льва за финальный фильм трилогии о homo sapience, но «Голубь сидел на ветке, рассуждая о жизни» — картина однозначно вторичная и со всеми своими художественными достоинствами на место в истории не тянет.