Столетние спецэффекты и их особенности
Современные фильмы, особенно блокбастеры родом из Голливуда невозможно представить без спецэффектов. Возникает вопрос, а когда вообще начали их применять в кино. Многие думают, что пионером спецэффектов был Джордж Лукас в своих «Звездных войнах». Однако это не так. Лукас одним из первых начал применять цифровые спецэффекты, но ведь существуют и аналоговые.
Пионеры спецэффектов
Настоящим пионером в применении спецэффектов является Альфред Кларк, который в конце XIX века применил спецэффект, который теперь известен как «стоп-кадр» в своем фильме. Эта технология без существенных изменений актуальна и сегодня. Первая сцена, содержащая спецэффекты, представляла собой казнь человека. Камеру останавливали, актрису в кадре подменяли чучелом, которому палачи и рубили голову.
Другой пионер спецэффектов активно использовал их в своих фильмах. Фокусник Джорджес Мелис из Франции за 18 лет с 1896 по 1914 год снял около 500 фильмов. При этом он пополнил арсенал спецэффектов такими приемами, как многоразовая экспозиция, замедленная сьемка и ручная раскраска кадров. За свое творчество получил прозвище «Cinemagician» (киномаг).
В 1920 годах развитие спецэффектов продолжилось. Использование движущегося фона в кадре перекочевало в мир кино с театральных подмостков. Начали применять съемки небольших моделей, для создания исторических и прочих панорам. А признанные киномастера Винзор МакКэй и Уиллис О’Брайен в своих шедеврах использовали все тот же стоп-кадр.
Спецэффекты цветного кино
С появлением цветного кино прогресс спецэффектов не остановился. Наоборот, он только ускорился. Появились такие методы как подмена фона или голубой экран. Такие технологии использовались, например, Дж. П. Фултоном в своем фильме «Рамзес». При помощи емкостей с водой было снято прохождение по дну Красного моря.
Практически все современные блокбастеры используют технологию голубого экрана.
Классики жанра
Лучшими фильмами в мире по гармоничному использованию спецэффектов по праву считаются 2001: A Space Odyssey Стенли Кубрика и StarWars Джорджа Лукаса. Несмотря на десятилетия, прошедшие с момента выходов этих фильмов на экран, не возникает желания сказать, подобно Станиславскому «Не верю». Снятые макеты кораблей выглядят реально и достоверно. Применение съемочного крана позволило показать движение искусственных вымышленных объектов. Эти фильмы показали то качество использования спецэффектов к которому нужно стремится.